Для погрузки, перевозки и разгрузки труб следует применять механизированные трубовозки. Запрещается перевозить трубы волоком, нельзя допускать, чтобы при перевозке они провисали и изгибались. Также нельзя сбрасывать их на землю, необходимо пользоваться краном.
Трубы следует укладывать на площадке, подложив под них деревянные бруски для предохранения от провисания и загрязнения. Нельзя укладывать НКТ на землю. На резьбовую часть каждой трубы должно быть навинчено предохранительное кольцо.
С целью проверки состояния труб перед подъемом с мостков через трубу необходимо пропустить шаблон длиной 0,5 — 1,0 м и диаметром на 2 — 3 мм меньше внутреннего ее диаметра. Нижний конец трубы нужно поддерживать, следя за выходом шаблона.
Перед свинчиванием трубы необходимо металлической щеткой тщательно очистить от грязи резьбу, как муфты, так и ниппеля и смазать резьбы специальной смазкой.
Ударять ручником (кувалдой) по муфте в целях облегчения свинчивания или отвинчивания труб не разрешается.
При подъеме из скважины трубы следует укладывать на мостки с деревянными подкладками между рядами.
Обсадные трубы со стандартной стенкой предназначены для скважин глубиной до 100 метров, а трубы с увеличенной толщиной стенки — погружаются в скважины глубиной до 300 метров. При расчете глубины погружения труб необходимо учитывать свойства грунта.
Наиболее распространённым вариантом оснащения скважин является применение металлических обсадных труб, из которых стальная относится к наиболее востребованным по следующим причинам:
- высокая несущая способность к сжимающим и сдвигающим пластовым нагрузкам;
- долговечность, соответствующая сроку эксплуатации артезианской скважины и составляющая свыше 50 лет;
- низкая чувствительность к погрешностям монтажа;
- возможность чистки, в том числе с применением желонки, ввиду высокой механической прочности.
Ответ на вопрос: «Какая обсадная труба лучше подойдет для скважины?» во многом зависит от способа взаимного соединения сегментов в единую колонну, который может быть следующим:
- сварочный стык;
- раструбное сопряжение;
- соединения с резьбой.
В процессе бурения БК подвергается действию статических, динамических и переменных (в том числе циклических) нагрузок.
Основные нагрузки на БК (общие при роторном бурении и бурении с забойным двигателем):
• осевая нагрузка растяжения от собственного веса БК, подвешенной в скважине, и перепада давления в долоте;
• продольное усилие сжатия в нижней части БК, разгруженной на забой;
• осевые динамические (инерционные) нагрузки, возникающие при проведении СПО;
• дополнительные осевые нагрузки, необходимые для преодоления местных сопротивлений и сил трения при подъеме БК и при освобождении ее от прихвата.
- Действие нагрузок при различных видах вращательного бурения
- Роторное бурение:
Дополнительные переменные изгибающие нагрузки, возникающие при вращении БК;
Крутящий момент, необходимый для вращения БК в скважине и подвода мощности к долоту;
Изгибающий знакопеременный момент при вращении БК и искривленном стволе скважины. - Бурение с забойным двигателем:
Дополнительная осевая нагрузка растяжения в подвешенной колонне от перепада давления в турбобуре;
Реактивный момент, воспринимаемый БК при работе забойного двигателя;
Статический изгибающий момент при размещении БК в искривленном стволе скважины.
- При эксплуатации бурильных труб (БТ) необходимо соблюдать следующие основные требования:
- соблюдение оптимальных соотношений между номинальными диаметрами БТ, УБТ и долота;
- использование комплекта УБТ, создающего требуемую нагрузку на долото за счет собственного веса и разгружающего БТ от продольных сжимающих усилий;
- использование спиральных и квадратных УБТ в случае повышенных требований к стабилизации низа БК;
- профилактика резонансного усиления колебательных процессов в БК;
- систематический контроль износа БТ и замков к ним, УБТ и переводников и их резьбовых концов;
- учет работы БТ и своевременное заполнение паспортов на комплекты труб;
- своевременная выбраковка БТ, имеющих чрезмерный износ или недопустимую стрелу прогиба.